Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней, эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Синдром профессионального выгорания – профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Педагоги, как представители одной из помогающих профессий, в большой степени подвержены риску профессионального (эмоционального) выгорания. Поэтому в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов в учреждении образования», в котором лицей № 1 г. Лиды принимал участие на протяжении 2016-2019 гг., особое внимание было уделено психологическому сопровождению педагогов.
Целью деятельности Стромской Елены Александровны в этом проекте как педагога-психолога стало создание оптимальных психолого-педагогических условий для профессионального развития педагогов лицея, а одной из важнейших задач – профилактика эмоционального выгорания.
Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Среди направлений ранней профилактики эмоционального выгорания особое место отводится укреплению «психологического фундамента» педагогов, их позитивного самоотношения и самопринятия, обучению техникам снятия психоэмоционального напряжения.
Опыт работы показал, что на этапе ранней, первичной, профилактики выгорания педагогов эффективными являются тренинговые занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. Так, был создан и внедрен в практику работы цикл тренинговых занятий «Чтобы не «сгореть» на работе…». Подробнее на сайте urok.1sept.ru
Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Советы психолога
«Синдром профессионального выгорания педагогов»
Термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 году в статье американского психиатра Х. Дж. Фрейденберга.
По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.
Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.
Обезличивание, или деперсонализация – это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.
Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.
Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.
Проявления синдрома выгорания
Физические проявления: боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, диарея, повышение давления (крови), усталость, дискомфорт в области живота,
головные боли.
Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.
Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.
Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10 %). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21 %.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
− 56 % педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
− 34 % – 4 и более раз в год;
− 10 % – не испытывают вообще.
Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями – 37 %.
Наибольший процент педагогов (68 %) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
- Высокая эмоциональная включенность в работу.
- Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).
- Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.
- Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.
- Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
- Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении
обозначенных выше трудностей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.
Существует рекомендации для профилактики и устранения «эмоционального выгорания». Но прежде чем перейти к ним, я предлагаю пройти небольшой тест.
Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» (по А.И. Тащевой, 2000).
Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
- Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
- Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
- Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
- Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
- Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
- Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Предупреждение синдрома профессионального выгорания:
Первый совет. Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.
- Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.
- Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.
- Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.
- Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.
Второй совет. Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
- Будьте на работе умными и предельно собранными.
- Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.
- Помните, ваш труд – очень даже в счёт!
Хитрости и умности на работе:
- Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике.
- Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей.
- Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же.
- Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений.
- Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не
- делать новые записи каждый год.
- Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время.
- Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Заставьте их уважать ваш
- труд.
- Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь.
- Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками.
- Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно».
- Преподносите себя только как делового, заинтересованного в выполняемом деле работника. Про себя можете думать, что угодно.
- Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.
Совет третий. Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или Удовольствие по плану.
- Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.
- Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.
- Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и праздничные дни.
- Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.
- Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.
Аксиома разумно мыслящего учителя.
- Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно!
- Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость.
- Глупо лишать себя удовольствий.
- Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.
- Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.
Совет четвёртый. Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!
- Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.
- Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.
- Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить.
- Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально.
- Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.
- Помните, никто вам ничего не должен.
- Не бойтесь собственных ошибок.
Совет пятый. Планируйте свою карьеру.
- Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.
- Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.
- Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.
- Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год – это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.
- Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.
Совет шестой. Оставьте профессию критика и прокурора.
- Не читайте нотации своим ученикам.
- Не указывайте своим ученикам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.
- Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то положительное. Во всём ищите позитив.
- Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.
- На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.
Совет седьмой. Учитесь управлять собственным временем.
- Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени.
- В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.
- Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведение здорового образа жизни, отдых и любимые дела.
- Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.
- Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.
- Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.
Совет восьмой. Умейте отказываться вежливо, но убедительно.
- Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.
- Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.
- Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.
- Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего. Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.
Совет девятый. Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.
- Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
- Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
- Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
- Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко.
- Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику.
- Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.
- Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.
- Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.
- Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.
- Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.
- Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств.
- Соберите в своем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет и ставьте на перемене кассету с любимой классической музыкой.
Совет десятый. Вносите систему в свою работу.
- Создайте систему в своей работе.
- От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.
- Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.
- Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.
- Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.
Совет одиннадцатый. Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.
- Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.
- Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным.
- Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.
- Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.
Совет двенадцатый. «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»
- Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.
- Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |











