Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Источник фото: архив лицея №1 г. ЛидыПроблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней, эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

Синдром профессионального выгорания – профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Педагоги, как представители одной из помогающих профессий, в большой степени подвержены риску профессионального (эмоционального) выгорания. Поэтому в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов в учреждении образования», в котором лицей № 1 г. Лиды принимал участие на протяжении 2016-2019 гг., особое внимание было уделено психологическому сопровождению педагогов.

Целью деятельности Стромской Елены Александровны в этом проекте как педагога-психолога стало создание оптимальных психолого-педагогических условий для профессионального развития педагогов лицея, а одной из важнейших задач – профилактика эмоционального выгорания.

Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Среди направлений ранней профилактики эмоционального выгорания особое место отводится укреплению «психологического фундамента» педагогов, их позитивного самоотношения и самопринятия, обучению техникам снятия психоэмоционального напряжения.

Опыт  работы показал, что на этапе ранней, первичной, профилактики выгорания педагогов эффективными являются тренинговые занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. Так, был создан и внедрен в практику работы цикл тренинговых занятий «Чтобы не «сгореть» на работе…». Подробнее на сайте urok.1sept.ru

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Советы психолога

«Синдром профессионального выгорания педагогов»

Термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 году в статье американского психиатра Х. Дж. Фрейденберга.

По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.

Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.

Обезличивание, или деперсонализация – это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.

Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.

Проявления синдрома выгорания

Физические проявления: боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, диарея, повышение давления (крови), усталость, дискомфорт в области живота,

головные боли.

Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.

Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.

Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:

1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10 %). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21 %.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

− 56 % педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

− 34 % – 4 и более раз в год;

− 10 % – не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями – 37 %.

Наибольший процент педагогов (68 %) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

  1. Высокая эмоциональная включенность в работу.
  2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).
  3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.
  4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.
  5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
  6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении

обозначенных выше трудностей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.

Существует рекомендации для профилактики и устранения «эмоционального выгорания». Но прежде чем перейти к ним, я предлагаю пройти небольшой тест.

Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» (по А.И. Тащевой, 2000).

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

  1.  Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2.  Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  3.  Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
  4.  Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
  5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
  6.  Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7.  Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
  8.  Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
  9.  Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
  10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Предупреждение синдрома профессионального выгорания:

Первый совет. Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.

  • Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.
  • Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.
  • Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.
  • Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.

Второй совет. Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

  • Будьте на работе умными и предельно собранными.
  • Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.
  • Помните, ваш труд – очень даже в счёт!

Хитрости и умности на работе:

  • Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике.
  • Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей.
  • Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же.
  • Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений.
  • Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не
  • делать новые записи каждый год.
  • Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время.
  • Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Заставьте их уважать ваш
  • труд.
  • Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь.
  • Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками.
  • Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно».
  • Преподносите себя только как делового, заинтересованного в выполняемом деле работника. Про себя можете думать, что угодно.
  • Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.

Совет третий. Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или Удовольствие по плану.

  • Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.
  • Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.
  • Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и праздничные дни.
  • Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.
  • Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.

Аксиома разумно мыслящего учителя.

  • Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно!
  • Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость.
  • Глупо лишать себя удовольствий.
  • Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.
  • Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.

Совет четвёртый. Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!

  • Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.
  • Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.
  • Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить.
  • Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально.
  • Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.
  • Помните, никто вам ничего не должен.
  • Не бойтесь собственных ошибок.

Совет пятый. Планируйте свою карьеру.

  • Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.
  • Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.
  • Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.
  • Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год – это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.
  • Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.

Совет шестой. Оставьте профессию критика и прокурора.

  • Не читайте нотации своим ученикам.
  • Не указывайте своим ученикам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.
  • Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то положительное. Во всём ищите позитив.
  • Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.
  • На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.

Совет седьмой. Учитесь управлять собственным временем.

  • Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени.
  • В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.
  • Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведение здорового образа жизни, отдых и любимые дела.
  • Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.
  • Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.
  • Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.

Совет восьмой. Умейте отказываться вежливо, но убедительно.

  • Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.
  • Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.
  • Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.
  • Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего. Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.

Совет девятый. Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.

  • Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
  • Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
  • Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
  • Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко.
  • Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте  двухминутную дыхательную гимнастику.
  • Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.
  • Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.
  • Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.
  • Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.
  • Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.
  • Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств.
  • Соберите в своем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет и ставьте на перемене кассету с любимой классической музыкой.

Совет десятый. Вносите систему в свою работу.

  • Создайте систему в своей работе.
  • От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.
  • Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.
  • Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.
  • Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.

Совет одиннадцатый. Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.

  • Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.
  • Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным.
  • Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.
  • Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.

Совет двенадцатый. «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»

  • Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.
  • Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей
Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды
Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды
Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды
Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды
Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды
Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды Источник фото: архив лицея №1 г. Лиды