Порядок проведения областного педагогического марафона «Патриота воспитает Патриот», посвященного празднованию 80-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования Гродненской области
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Областной педагогический марафон «Патриота воспитает Патриот» (далее – педагогический марафон), посвященный празднованию 80-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, проводится в соответствии письмом главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета от 14.03.2025 №1-10/952 во всех учреждениях образования Гродненской области.
1.2. Организаторами и координаторами мероприятий педагогического марафона являются главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета, государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» (далее – ГрОИРО) в соответствии с Планом мероприятий (акций, проектов и др.), посвященных празднованию 80-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне в Гродненской области.
1.3. Педагогический марафон проводится с 17.03.2025 по 09.05.2025.
1.4. На сайтах учреждений образования всех типов создаются баннеры «Патриота воспитает Патриот», где освещаются все мероприятия педагогического марафона.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА
2.1. Педагогический марафон проводится в целях объединения усилий педагогической общественности Гродненской области в формировании у обучающихся патриотизма, любви, уважения к своему Отечеству и его историческому прошлому.
2.2. Основные задачи педагогического марафона:
формировать гражданскую позицию и личную ответственность педагогов в вопросах противостояния искажению исторической правды о Второй мировой войне;
мотивировать педагогическую общественность на активное участие в сохранении и популяризации вклада белорусского народа в победу над нацизмом;
формировать у обучающихся сопричастность к судьбе и будущему своей страны через вовлечение в сферу созидательного труда и инициатив;
сохранять преемственность поколений через объединение усилий педагогов и обучающихся в совместной социально значимой деятельности на благо общества.
3. УЧАСТНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА
3.1. Участниками педагогического марафона являются педагоги и обучающиеся учреждений образования всех типов Гродненской области.
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА
4.1. На базе ГрОИРО организуется участие педагогов Гродненской области в образовательных мероприятиях, посвященных 80-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в том числе для сотрудников ГрОИРО и слушателей повышения квалификации состоятся лекция «Уроки истории: цена Победы», круглые столы «Великая Отечественная война в исторической памяти народа», «Великая Отечественная война: наследие и память», посещение мемориального Народного музея героя Советского союза Д.М.Карбышева (ГУО «Средняя школа № 15 имени Д.М.Карбышева г. Гродно»), экспозиций «Геноцид белорусского народа», «Гродненщина в годы Великой Отечественной войны» (ГУО «Средняя школа № 40 имени В.И.Кремко г.Гродно») и др., а также памятных мест региона.
4.2. Описание ключевых мероприятий учреждений образования, координатором которых является ГрОИРО:
4.2.1. 22.03.2025, в День памяти жертв Хатынской трагедии, состоится трудовая Вахта Памяти. Во всех учреждениях общего среднего образования Гродненской области с целью воспитания чувства патриотизма, гражданского долга и благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны будет проведена трудовая Вахта Памяти по уборке территорий воинских захоронений, мемориалов, памятников.
Несение Вахты Памяти – это важная и ответственная миссия, ориентированная на патриотическое воспитание молодежи, увековечение памяти защитников Отечества, которую каждый обучающийся должен принять и выполнять с честью. Это не просто традиция, это способ выразить уважение и благодарность тем, кто отдал свои жизни за нашу свободу и независимость.
Вахта Памяти служит напоминанием о том, что мы не должны забывать о тех, кто сражался за наше благополучие и мир на земле, помогает осознать, насколько важна память о прошлом и как важно передавать ее из поколения в поколение.
Вахта Памяти состоит из обязательных 2 частей.
Первая часть начинается митингом-реквиемом «ПОМНИМ». В 10.00 во всех учреждениях образования Гродненской области в течение 15-20 минут проводится митинг-реквием, посвященный памяти сожженных деревень, далее организуется просмотр и обсуждение фильма о трагедии Хатыни.
Вторая часть – НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ. В рамках проекта «Патриотический марафон суббот трудового воспитания “А что ТЫ сделал для Беларуси?”» осуществляется уборка мест воинских захоронений, памятников и памятных мест, посвященных Великой Отечественной войне.
Все мероприятия дня освещаются на сайтах учреждений образования и в социальных сетях.
4.2.2. Проект «Минуты памяти» проводится с 09.04.2025 по 08.05.2025. Учителя-предметники на уроках в течение 5 минут в содержание учебных занятий включают материалы о событиях Великой Отечественной войны. К примеру, учителя музыки рассказывают о композиторах и музыкальных произведениях, учителя русского и белорусского языка и литературы – о литературных произведениях времен Великой Отечественной войны и о войне, учителя математики составляют задания с использованием количественных показателей (дат, цифр) и т.д.
Ссылки на примеры урока математики: https://youtu.be/CO0TbHGG41A и урока искусства https://youtu.be/1pC2IMko2nE?si=GIwb7oqKqIoZ9Kg7
4.2.3. В рамках проекта «Патриотический марафон суббот трудового воспитания “А что ТЫ сделал для Беларуси?”» 19.04.2025 осуществляется высадка цветов и зеленых насаждений в местах воинских захоронений, памятников и памятных мест, а также аллей памяти, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В обязательном порядке осуществляется мотивационный этап.
4.2.4. Онлайн-квест «Код памяти 1945–2025» для педагогических работников и обучающихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования Гродненской области проводится 05.05.2025. В рамках интерактива будут рассмотрены основные события Великой Отечественной войны и мероприятия по увековечению подвига людей в годы Великой Отечественной войны. Условия проведения будут размещены на сайте ГрОИРО в закладке «Патриота воспитает Патриот».
4.2.5. Первый (отборочный) областной этап конкурса сочинений обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования «Война глазами потомков победителей» (Положение о проведении направлено в отделы (управления) образования письмом главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета от 11.03.2025 № 1-10/893). В адрес ГрОИРО предоставляются от Волковысского, Ленинского, Лидского, Октябрьского, Слонимского, Сморгонского районов по две работы в каждой возрастной категории (5-8 классы, 9-11 классы), от остальных районов – по одной работе в каждой возрастной категории.
4.2.6. Областной этап конкурса проектов гражданской и патриотической направленности «История моей семьи. – Помним. Чтим. Гордимся» среди учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (письмо ГрОИРО от 17.03.2025 № 1-59/381).
4.3. Общие методические подходы к подготовке и проведению мероприятий с учетом всех компонентов воспитания:
- когнитивный – провести вступительную беседу о значении Победы советского народа в Великой Отечественной войне для нашей страны и народов мира, о подвигах людей военного времени и послевоенного строительства, о достижениях мирного строительства современной страны;
- мотивационный – обратить внимание обучающихся на потребности каждого белоруса помнить защитников нашей страны в годы Великой Отечественной войны, осознание ими собственной причастности к сохранению исторической памяти и правды о тех годах, нацелить на осуществление деятельности из желания приносить пользу не только себе, но и другим людям, своей стране;
- деятельностный – организовать деятельность как проявление социальной ответственности, обладающей рядом характеристик: осознанность, самостоятельность выполнения, завершенность, соблюдение качества;
- эмоционально-ценностный – при подведении итогов педагогам необходимо обратить внимание обучающихся на положительные эмоции, связанные с осознанием пользы от результатов проведенного дела (чувства удовлетворения, сопричастности, благодарности и т.д.), подчеркнуть ценность для себя и для общества увековечения подвига участников Великой Отечественной войны.