В 2020 году одно из значимых учреждений образования района – лицей №1 г. Лиды – возглавила Татьяна Хорава. Татьяну Николаевну редакция “Лiдскай газеты” пригласила стать гостем постоянного проекта “Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном”.
1. Татьяна Николаевна, какой педагогический путь вы прошли, прежде чем возглавить лицей №1?
– Мой профессиональный путь начинался в Калининграде, где я училась в Калининградском государственном университете на филологическом факультете по специальности “преподаватель русского языка и литературы, журналист”. Довелось проходить практику как в школе, так и в редакции газеты. И все же выбрала для себя педагогическую стезю. По возвращении домой в Лиду в качестве молодого специалиста работала учителем русского языка и литературы в средней школе №12. Через три года была назначена заместителем директора по воспитательной работе средней школы №3. После ее реорганизации в лицей №1 г. Лиды в 2003 году продолжила работу в той же должности. В 2020 году была назначена директором лицея.
2. Что изменилось с назначением?
– Возросла ответственность, появился больший круг обязанностей. Но у меня есть преимущества: накоплен немалый опыт работы в лицее, я знаю коллектив, знаю профессиональные возможности и личные качества каждого работника. А еще помогает то, что мы – команда единомышленников, на которых я как руководитель могу опереться. Это в первую очередь мои заместители. С Натальей Алексеевной Курило мы работали практически с момента основания лицея, порядка пятнадцати лет – с Людмилой Зеноновной Кусойть. А на мою бывшую должность – заместителя директора по воспитательной работе – назначена Мария Романовна Ткач, которая в нашем учреждении образования ранее являлась социальным педагогом.
3. Расскажите подробнее о педколлективе лицея.
– Отношения в коллективе мы строим на принципах взаимопонимания и уважения. Объединяют нас любовь к детям и заряженность на успех. Каждый из наших педагогов – профессионал своего дела, каждый интересен как личность. 72 процента педагогов имеют высшую квалификационную категорию. У 86 процентов стаж работы составляет более 15 лет. А Лариса Валерьевна Кузнецова, Тамара Ивановна Тищенко, Светлана Иосифовна Дубас, Наталья Семеновна Волчкевич работали еще в третьей школе. Многие наши учителя известны не только на уровне района, но и на уровне области и республики. Это Иосиф Иосифович Залесский, Михаил Алексеевич Солодов, Людмила Николаевна Шеклеева, Анна Владимировна Красочка, Мария Францевна Станчик, Ольга Семеновна Горбач, Валентина Алексеевна Валюкевич. Они являются постоянными членами жюри на олимпиадах и конкурсах исследовательских работ.
4. Вы стояли у истоков создания лицея. Что вам запомнилось из того времени?
– 2003 год – год создания лицея. Быстро пробежали почти 19 лет. Вспоминается первый набор учащихся. Вместе с творческими, инициативными ребятами мы создавали лицейские СМИ: телевидение и газету “Лицейский вестник”. Учащиеся и педагоги разрабатывали нашу лицейскую символику. Первый директор лицея Виктор Францевич Пранюк занимался разработкой макета флага нового учреждения образования. Я принимала участие в разработке герба лицея. Людмила Николаевна Шеклеева, тогда заместитель директора по учебной работе, написала слова лицейского гимна. Была принята форма одежды лицеиста, которая сохранилась и по сей день. С началом истории лицея зарождались и его традиции.
5. И по сей день после получения базового образования немало ребят желают стать учащимися вашего учреждения образования. Я читала, что изменились правила приема. Это так?
– Раньше поступить в лицей было несколько проще. Ребята сдавали экзамены и по количеству набранных баллов поступали на тот или иной профиль. Традиционно набор ведется по пяти профилям. Это химико-биологический, физико-математический, гуманитарный, экономический и филологический. С текущего года правила приема изменены. Чтобы поступить в лицей, необходимо будет сдать два профильных экзамена и по каждому из них получить не менее 6 баллов. Экзаменационные материалы для вступительных испытаний будут предоставляться РИКЗ. К сведению скажу, что в лицее работают подготовительные курсы, где ребята в течение февраля, марта и апреля проходят подготовку перед поступлением.
В этом году мы планируем пополнить лицей 104 учащимися.
6. Часто ли в свою альма-матер заходят ваши выпускники? Многие из них стали профессионалами своего дела. Чьи фамилии приходят на ум?
– Выпускники к нам заходят очень часто, особенно в январе, когда у студентов начинаются каникулы. Причем многие наши выпускники приходят в форме лицеиста: в синих и красных жилетках. Им приятно рассказывать о том, как они учатся, чего достигли, а мы радуемся за ребят и гордимся ими. В их успехах есть частичка и нашего труда. Среди тех, кто добился успехов в профессиональной деятельности, Александр Арлукевич, выпускник исторического факультета Гродненского государственного университета, который защитил кандидатскую, Виктор Кудло, который выбрал медицинскую стезю и также защитил кандидатскую. Целая плеяда наших выпускников, которые стали медиками различной специализации, сейчас работает в Лиде. Среди них Юлия Кусойть, Александр Кацмайор, Владимир Гросс, Анастасия Адалевская, Александр Бабарикин и многие другие. Получили профессию педагога и также работают на Лидчине Вадим Соколовский, Анастасия Ракуть, Татьяна Клебан, Анастасия Макарова, Анастасия Балбатун и другие. У нас немало выпускников, которые связали свою жизнь с различными профессиями и уже смогли себя реализовать. А вообще, о наших выпускниках я могу рассказывать до бесконечности.
7. Чем, по-вашему, лицеисты отличаются от учащихся обычных школ?
– Думаю, что наши лицеисты более мотивированы. Когда ребята приходят к нам в лицей, где царит атмосфера нацеленности на успех, настроя на поступление в высшие учебные заведения, они начинают по-другому мыслить, по-другому относиться к учебе и к жизни. Возможно, это происходит не сразу, но со временем обязательно проявляется. Их дисциплинирует и форма одежды. Я глубоко убеждена, что форма одежды в учреждении образования должна быть. Во всем остальном лицеисты такие же, как и их сверстники, творческие, креативные, современные.
8. Вспомните о своих школьных годах. В какой школе вы учились? Кто из учителей повлиял на выбор вами профессии?
– Я училась в средней школе №8 с углубленным изучением английского языка. Любимым предметом был английский язык. Во многом потому, что у меня были замечательные педагоги: наш классный руководитель Тамара Борисовна Драгун и учитель английского языка Данута Станиславовна Дайлидко. Они дали мне настолько прочные знания, что я, обучаясь в университете на филологическом факультете, знала английский язык лучше, чем те студенты, которые учились на романо-германском отделении, и даже получила предложение перевестись туда. Я по сей день с благодарностью и теплотой вспоминаю учителей средней школы №8, которые дали мне путевку в жизнь.
9. Кого считаете своими наставниками в периоды работы учителем и руководителем, да и в целом по жизни?
– Мне по жизни везло на умных, мудрых людей, профессионалов своего дела. Их много. Если говорить о средней школе №12, где я начинала свой профессиональный путь, то это директор Вацлав Иванович Могилевич, заместитель директора Галина Николаевна Гурская, учитель русского языка и литературы Галина Николаевна Потехина. С приходом в коллектив средней школы №3 мне помогла в профессиональном становлении мой куратор Светлана Михайловна Быковская, которая возглавляла отдел воспитательной работы управления образования горисполкома. С огромным уважением отношусь и к куратору, с которым потом долгие годы довелось работать, – Ирине Яновне Лобан, ныне заместителю начальника управления образования Лидского райисполкома. И, конечно, я благодарна за мудрые советы начальнику управления образования Ольге Зигмундовне Тарасюк.
Не могу не сказать и о своих родителях, которые воспитали меня и отправили во взрослую жизнь.
10. Кто ваши родители? Настраивали ли они вас на учебу?
– Папа Николай Петрович Кушель работал водителем, мама Ядвига Иосифовна – профессиональный повар. Папы не стало рано, а мама до сих пор здравствует, и мне очень хочется, чтобы она жила еще многие-многие годы. Я благодарна своим родителям за все: за появление на свет, за образование, которое получила, за поддержку и внимание, за правильные, проверенные жизнью советы. Вот, например, вспоминаю: когда я начинала работать в средней школе №12 и готовилась провести свое первое родительское собрание, мама не преминула заметить мне: «Никогда не говори о конкретном ребенке ничего плохого при всех.
Оставь родителя после собрания и пообщайся отдельно». Этот совет я и сейчас применяю в своей работе.
Мои родители считали важным, чтобы их дети получили высшее образование, а значит, для этого стремились к знаниям и хорошо учились. Помимо меня в семье воспитывались еще две дочери: Галина и Наталья. Они также окончили высшие учебные заведения. Одна стала технологом, другая – бухгалтером. Живут в Лиде, имеют семьи. Мы очень дружны между собой.
11. В ответе вы вскользь коснулись взаимоотношений с родителями учеников. А в целом как налаживаете их?
– В работе с родителями очень важно найти точки соприкосновения. Если такая точка найдена, то взаимоотношения и контакт с родителями налажены. Я уверена, что для родителей их ребенок всегда самый лучший. И когда поймешь, как они воспитывают своих детей, тогда легче и проще общаться и можно вырабатывать определенные направления работы.
12. Расскажите о своей семье, о детях.
– Семья наша маленькая: я, муж и дочь. Муж Гурам Михайлович Хорава по национальности грузин, родился в Грузии, однако познакомились мы с ним в Лиде. Сначала, женившись на белоруске, в Беларусь переехал старший брат Гурама, а затем и его родные. К слову, мама Гурама – белоруска. А уж скольких национальностей течет кровь в нашей дочери Ксении: и белорусов, и русских, и поляков, и турок, и грузин.
Дочь – юрист по образованию, работает по специальности. Муж – индивидуальный предприниматель. Муж у меня замечательный, надежный, за ним я как за каменной стеной. А с дочерью мы лучшие подруги и по сей день сохранили доверительные отношения.
13. Несмотря на должности, которые мы занимаем, дома мы хозяйки. Хватает ли времени на семью и домашние дела?
– Конечно, внерабочего времени не очень много, но стараюсь использовать его по максимуму. Отпуск делю на две части. Поскольку живем в частном доме, одну часть отпуска беру в апреле, когда нужно сажать огород, вторую – в июле-августе, когда приходит время заготавливать варенья и соленья. Что касается других домашних хлопот, то определенную помощь оказывала дочь, когда жила с нами. Да и муж не остается в стороне. Особенно в выполнении садово-огородных работ. Он прекрасный садовод-любитель.
14. А вам нравится работать на земле или занимаетесь этим по необходимости?
– Мне нравится сам процесс, когда получаешь результаты своего труда (хотя грядки полоть я не очень люблю). Утром с чашечкой кофе выйдешь на террасу, а потом пройдешься по огороду, саду, соберешь горсточку малины, посмотришь, как завязываются огурцы, зреют помидоры, – и это доставляет несказанное удовольствие.
15. Вы сказали, что делаете домашние заготовки. А чем вкусненьким балуете близких? Освоили рецепты грузинских блюд?
– Наша семейная кухня интернациональная. Это могут быть итальянская пицца, французский рататуй, грузинские хачапури, белорусские колдуны. А еще у нас дома всегда есть свежая выпечка. Дело в том, что я очень люблю готовить. Если выпадает свободное время, с большим удовольствием провожу его на кухне. Поэтому я легко освоила и различные рецепты грузинской кухни. Например, все в нашей семье любят сациви. В перечень ингредиентов этого блюда, помимо курицы, входят грецкие орехи, чеснок, различные пряности. Также я нередко готовлю хачапури в разном исполнении: аджарские, грузинские, ачму (слоеные). Кстати, мне приятно, что даже мой свекор высоко оценил мои кулинарные способности. Мы шутим, что в прошлой жизни я жила где-нибудь на Кавказе.
16. А вы верите в гороскоп?
– Я не читаю гороскопы, которые печатаются, не слушаю по телевизору, что на день уготовано. Тем не менее в то, что напророчили нам звезды, я верю. Это как-то работает в глобальном смысле. По гороскопу я Рак, родилась в год Лошади. И от Рака у меня есть такие качества, как увлеченность, творческое начало (очень люблю сам творческий процесс), преданность семье (семью считаю главным в жизни). Вместе с тем, обращаясь к гороскопу, надо учитывать, что у человека свой характер, свой генотип.
17. Кстати, об увлеченности. Какое хобби имеете? Также, пожалуйста, более подробно расскажите о своих творческих задатках. Какие способности в этом плане есть?
– Немножко шью, немножко вяжу. На сегодняшний день я сыровар-любитель. Освоила рецепты и варю сыры моцарелла, чечил, имеретинский, брынзу, адыгейский. Также я люблю танцевать, пою, играю на гитаре. Работая в качестве заместителя директора по воспитательной работе, была инициатором ставшего уже традиционным в лицее проекта «На волнах души», где учащиеся и учителя выступают в песенных дуэтах.
18. А какие еще традиции и лицея, и вашей семьи можете назвать?
– Традиции лицея и моей семьи в чем-то совпадают. Мы отмечаем такие праздники, как 8 Марта, Новый год, День учителя. Среди семейных праздников – Рождество и Пасха, когда мы собираемся всей нашей большой родней и с моей стороны, и со стороны мужа. А в лицее главный праздник – это посвящение в лицеисты. Он важен для каждого поколения учащихся. Проводим его с самого первого года существования лицея. Появляются и новые проекты, новые традиции. Например. благотворительный проект «Стартап, или Ночь в лицее», в рамках реализации которого на протяжении всего учебного года лицеисты разрабатывают свои бизнес-идеи. Вот и недавно, 25 марта, прошло итоговое мероприятие ««Стартап-2022, или Ночь в лицее».
19. Педагоги дают ученикам не только знания – в учреждениях образования закладываются основы патриотизма. Представьте, что вам нужно говорить об этом ребятам. Какие факты из своей биографии, биографии своих родных вы бы привели?
– Скажу, что в свое время я училась в Калининграде, где была возможность остаться. Тем не менее вернулась на родину в Беларусь и никогда об этом не пожалела. Моя тетя большую часть своей жизни прожила в Североморске, тем не менее вернулась на родину. Еще один дядя долгое время жил в Латвии и опять же вернулся домой. Они тоже уверены, что нет нигде лучше, чем в своей стране.
Мы стараемся показать лицеистам, что на Лидчине, на их малой родине, есть все возможности жить и развиваться. Мы говорим ребятам, что не надо искать, где лучше, а надо создать лучшее там, где ты живешь. Хорошим подспорьем в этом стал уже известный на Лидчине проект «Экономика, Личность. Будущее», в рамках которого наши ребята знакомятся с предприятиями и организациями Лидчины, из первых уст получают информацию о различных профессиях.
20. Если говорить о Беларуси в стихотворной форме, то какие строчки приходят вам на память?
– Это стихотворение Алеся Ставера, которое было положено на музыку и стало песней:
Каб любіць Беларусь
нашу мілую,
Трэба у розных краях
пабываць.
Разумею цяпер,
чаму з выраю
Жураўлі на Палессе ляцяць.
Што ім тыя пагоды
паўднёвыя,
Што ім пышны
платанавы рай,
Калі клічуць іх далі сасновыя
І азёрны рабінавы край.
21. Можно сказать, что лицей – это как бы продолжение гимназии, открытой в 1901 году в Лиде, директором которой была Мария Новицкая. Чтят ли в лицее все то, что связано с историей? Тем более что нынешний год в республике – Год исторической памяти.
– Мы очень трепетно относимся к истории нашего учреждения образования. На протяжении многих лет в учебном заведении ведется исследовательская работа по различным направлениям. Руководитель нашего музея Иосиф Иосифович Залесский – сам человек увлеченный и умеет увлечь ребят исследовательской работой. Под его руководством дети занимались изучением жизни и творчества Марии Новицкой, написана «Летопись лицея». Сейчас ребята собирают материалы о самом здании, о том, как преобразовывалось наше учреждение образования. Также учащиеся изучали историю учреждения в период 1939-1941 годов. Музей лицея постоянно пополняется новыми экспонатами.
22. Татьяна Николаевна, педагог во многом лицо учебного заведения. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь? Следите ли за модой?
– Придерживаюсь, как и положено, делового стиля одежды. Что касается моды, то тут мой учитель и путеводная звезда – дочь, которая вводит меня в мир многообразия стилей. А следить за этим приходится, поскольку работаю с молодежью и наши дети модные и современные. Так что отличаю челси от лоферов, кюлоты от афганей.
23. Поскольку вам приходится общаться с молодежной аудиторией, уверена, что освоили интернет, сети и, конечно же, молодежный сленг. Кстати, используют ли лицеисты его слова в обиходе? Ставите ли это им в вину? Мол, есть нормальная речь – ей и пользуйтесь.
– Я уже говорила, что наши лицеисты – современные дети, поэтому молодежный сленг у них в обиходе. И нам, взрослым, нужно его знать. Иногда даже в неформальной обстановке приходится употреблять отдельные выражения сленга в беседе, чтобы настроить ребят на одну волну. Например, когда проходит заседание ученического самоуправления и проводишь так называемый мозговой штурм. А вот обычные стилистические ошибки уж точно не остаются незамеченными и неисправленными. Это когда учащийся говорит вместо «извините» – «извиняюсь», а вместо «позвони/шь» – «позво/нишь».
24. Что можете сказать о планах на будущее, связанных с лицеем и с личной жизнью?
– Что касается личных планов, хочу обзавестись маленькой собакой типа йорка или шпица. Что касается лицея, то очень хочется, чтобы это учреждение образования, которое действительно дает результат, по-прежнему было на плаву и продолжало жить.
25. Ваше пожелание лидчанам.
– У Эдуарда Асадова есть такие строчки:
Как легко обидеть человека,
Взял и бросил фразу злее перца,
А потом не хватит века,
Чтоб вернуть обиженное сердце.
Любите и цените друг друга, свои семьи, тех, кто рядом.
Подробнее на сайте http://lidanews.by