Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие годы функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.
Что такое функциональная грамотность?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что функциональная грамотность помогает людям использовать внутренние резервы: запас имеющейся информации, применять знания на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Что должна уметь современная молодежь?
Современное общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях. А это значит, что обществу нужны функционально грамотные специалисты. Поэтому вектор современного образования смещается к обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
Существует пять основных способов развития навыков функциональной грамотности современного человека:
1) Критично мыслить - ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл?
2) Развивать коммуникативные навыки - формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3) Участвовать в дискуссиях - обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4) Расширять кругозор - разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
5) Организовывать процесс познания - ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Как сформировать функциональную грамотность?
Каждый педагог в урочной и внеурочной деятельности обязан создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся - способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и надпредметных компетенций, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Формируя функциональную грамотность в учебном процессе, нужно понимать, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Следовательно, важнейшая задача обучения на всех ступенях общего среднего образования связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
-математическая грамотность;
-читательская грамотность;
-естественнонаучная грамотность;
-финансовая грамотность;
-креативное мышление;
-глобальные компетенции.
В таблице приведены индикаторы, по которым можно определить уровень сформированности функциональной грамотности учащегося в разрезе представленных показателей.
Индикаторы функциональной грамотности школьников |
Показатели функциональной грамотности учащихся |
Общая грамотность |
Написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на все вопросы без затруднений в построении фраз и подборе слов; написать заявление, заполнять анкеты и бланки и т.д. |
Компьютерная грамотность |
Искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы и т.д. |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях |
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своём здоровье; знать, как вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности и т.д. |
Информационная грамотность |
Искать и выбирать нужную информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию и т.д. |
Коммуникативная грамотность |
Работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы и т.д. |
Грамотность при решении бытовых проблем |
Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой и т.д. |
Правовая и общественно-политическая грамотность |
Отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов. |
Итак, учащийся с развитой функциональной грамотностью имеет следующие отличительные черты:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Внимание! Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности должен быть логично встроен в учебную деятельность, а задания – равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего учебного года.
Особенности заданий, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся:
- привязка к реальным ситуациям, в которых учащиеся могут представить себя;
- соответствие возрасту учащихся;
- системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Как сформировать функциональную грамотность в учебной деятельности и сделать это успешно?
В средних и старших классах прослеживается постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. Полезным будет проведение дискуссий о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Подобрав задания на стыке разных наук (реализация межпредметных связей), где одновременно нужно знать историю и литературу, географию и физику можно делать глубокие выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным направлениям.
Для развития критического мышления во внеурочной деятельности учим детей анализировать прочитанное, увиденное и услышанное, а также учить определять фейки и вирусный контент.
Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную личность, которая легко ориентируется в огромном потоке информации, умеет работать в команде, самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, контролировать и оценивать результаты; анализировать и корректировать свою деятельность. А главное – будет конкурентоспособным специалистом, работающим на благо своей страны.