21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна

Источник фото: ГЛР ЦКРОиРС 21 марта 2006 года по инициативе правлений Европейской и Всемирной ассоциаций «Даун-синдром» в мире ежегодно проводится Международный день человека с синдромом Дауна. Эта дата, 21-е число третьего месяца, выбрана не случайно. Она символически объясняет, в чем их особенность. У таких людей вместо двух — три хромосомы под номером 21.

Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия, которая возникает с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома.

Каждый год примерно от трех до пяти тысяч детей в мире рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных. В Беларуси каждый 700-й ребенок рождается с синдромом Дауна.

 

Особенности психосоциального развития детей при синдроме Дауна

Человеческий организм состоит из бесчисленного количества клеток, которые различаются между собой, и каждая из них отвечает за определенный орган. Информацию о том, какая часть организма будет построена определенной клеткой и как она должна работать, мы получаем из набора хромосом.

Хромосомный набор человека базируется на 46 хромосомах. Каждая клетка содержит определенное число хромосом. У человека с синдромом Дауна это нормальное количество (46 хромосом) нарушено. У него появляется одна лишняя хромосома в каждой клетке организма. Это является отличительным признаком синдрома Дауна, на который обратил внимание английский врач Лангдон Даун, который в 1966 году описал этот признак в первый раз.

У Дауна не было тогда в распоряжении цитогенетической техники и он дал этому синдрому название монголоизм т.к. внешний вид этих людей напоминает ему выходцев из Монголии. Это понятие не является сейчас общепринятым, потому что оно ложно и не научно. Синдром Дауна присутствует во всем мире у всех человеческих рас. Он существует на всех континентах и время его не определено. По всей вероятности, синдром Дауна существует с тех пор, как существует человечество Древнейшее упоминание об этом приходят к нам от жителей Мексике и Центральной Америке, которые жили более 3000 тысяч лет назад во время древней культуры Ольцмена.

Тогда же были созданы фигуры из камня и глины с монголоидными чертами синдрома Дауна, и это показывает, что у любого народа люди с синдромам Дауна пользовались определенным уважением.

Суть появления синдрома Дауна до сих пор не ясна. У очень малого процента случаев наряду со спонтанными ошибками при делении клетки, присутствуют также родовые факторы (наследственность). Исследователи и врачи ищут главную причину, которая позволила бы выявить частоту появления людей с синдромом Дауна. При этом выявляется, что принадлежность родителей к одной этической расе, к определенным социальным слоям или местности проживания родителей не играет ни какой роли.

Также очень не существенны различные воздействия на организм во время беременности, например заболевание матери, недостаток пищи или витаминов, влияния алкоголя или никотина, потому что синдром возник уже до этого. По всей вероятности, эти причины могут повредить ребенку, но они не влияют на появление синдрома Дауна.

Так называемые внешние факторы не играют на современном этапе значительной роли в возникновении синдрома Дауна. Ученые больше склонны усматривать в главной причине частоты рождения детей с синдромом Дауна возраст родителей. На практике дела обстоят так, что большинство детей с синдромом Дауна появляются у матерей в возрасте от 24 до 35 лет. Объяснение этому явлению весьма простое. Женщины этой возрастной группы рожают больше детей, в то время как женщины более старшего возраста реже ожидают ребенка. От 65% до 80% всех детей с синдром Дауна рождены матерями младше 35 лет.

Доказано, что многочисленные скоротечные преждевременные роды влияют на хромосомные изменения эмбриона. Некоторые научно-исследовательские центры доказывают, что каждый второй аборт влияет на хромосомные изменения. Кроме того, есть много других факторов, которые ведут к преждевременным родам, так что найти истинную причину по этому вопросу пока что не возможно.

Многие центры рассматривают частоту синдрома Дауна как часть разнообразных влияний. Большинство называют число между 600 и 700 рождений, на которые приходится ребенок с синдромом Дауна. В общей сложности число людей с синдромом Дауна составляет 1,1 – 1,2% на каждую тысячу людей.

Насколько большой риск для рождения других детей? Этот вопрос зависит от числа хромосомных изменений у ребенка. Риск рождения второго ребенка с трисомией в 21-й хромосомной паре на 1% больше, чем процент риска рождения ребенка с синдромом Дауна от возраста матери.

Упомянутая хромосомная пара с самого начала рождения ребенка влияет на его развитие. Это заметно отличается при синдроме Дауна. Но это не только влияет на его дальнейшее развитие, а прежде всего на его окружение и обучение.

Дети с синдромом Дауна имеют такие же возможности, как и все другие дети. Они хотят быть со своими родителями в семье, со своими братьями и сестрами, открывать для себя окружающий мир, играть, учиться смеяться и становиться самостоятельнее.

Поэтому особенно важно помочь ребенку с синдромом Дауна, чтобы он по возможности, нормально жил и развивался. Помощь в развитии такого ребенка подобна помощи ребенку с интеллектуальной недостаточностью, но каждый ребенок индивидуален и он является личностью.

В первый год жизни ребенок делает важные шаги в развитии, которые с радостью ожидают родители, например первая улыбка или умение самостоятельно сидеть, ползать, делать первые шаги, произносить первые слова.

Дети с синдромом Дауна обучаются всему этому медленнее, чем другие дети, и достигают положительных результатов в развитии тоже позже.

Но вы всегда должны быть уверены, что ваш ребенок этого достигнет.

Ранняя помощь в семье и ранняя диагностика очень важны. Дети с синдромом Дауна делают иногда удивительные вещи, но их не следует отождествлять с детьми нормального развития. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка в семье и конкретной ситуации. Детям нужно прежде всего обращение с любовью, а не рациональная тренировка.

Но нельзя забывать, что при всей схожести каждый ребенок с синдромом Дауна имеет свои специфические особенности, любовь к чему-либо или отрицание чего-либо.

Ранняя помощь и поддержка увеличивает возможности развития детей с синдромом Дауна. Очень часто с синдромом Дауна связаны и другие заболевания, например многогранные поражения, треть детей имеют порок сердца, у многих проблемы с желудком и кишечником, зрением и слухом, повышенная восприимчивость к информации. Но и здесь своевременный совет и помощь часто бывают очень нужны, чтобы существенно изменить развитие ребенка с синдромом Дауна.

В первый год жизни ранняя диагностика и помощь очень важна для развития двигательных функций. С помощью лечебной гимнастики ваш ребенок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой помощи. Совместные игры важны для развития всех детей, а особенно для детей с нарушением интеллекта. Игра с пальчиками, подскоки на коленях, рифмы и песенки доставляют удовольствие ребенку и родителям. Они помогают развивать речь и социальный статус, расширяют возможности ребенка, соответствующие его способности.

Дети с синдромом Дауна, как и другие дети, нуждаются в большом количестве игрушек. Игрушки должны побуждать к активному действию и облегчать процесс познания. Важно в игру включать и других детей. Найдите по соседству с вами детей с нормальным развитием, что вашему ребенку это доставит много удовольствия и дети тоже будут рады поиграть с ним.

Если у ребенка есть братья и сестры, то они, конечно, будут являться важными партнерами по играм.

На втором году жизни особенно необходимо развивать речь и способность говорить. Этому помогают детские песенки и легкие рифмы, книжки с картинками и простой игровой материал. При этом важен осмысленный выбор. Всегда следует придерживаться правила: и малое для ребенка бывает большим! Любимая книжка помогает узнать, рассмотреть, и назвать уже известные картинки, а это лучше чем бессмысленное рассматривание.

Как и для всех других детей, так и для детей с синдромом Дауна посещение детского сада (интегрированной или специальной группы) – это большой ответственный шаг в жизни. Совместное пребывание с другими детьми помогает ребенку приобрести навыки группового обучения, осмысленно находиться среди других людей. Некоторым детям бывает сначала тяжело находиться в больших группах, но они учатся в общении с другими детьми. Особенно сильно они нуждаются в поддержке взрослых.

Ребенок с синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сестры, родственники и соседи, будут относиться к нему с терпением и любовью. Конечно, помощь родителей будет более действенной, если в семье будет согласие и понимание. Если Вы, дорогие родители попытаетесь раз и навсегда решить ваши взаимоотношения, будете заботиться друг о друге и уделять другим детям достаточное внимание, то все это пойдет на благо ребенка с синдромом Дауна.

У большинства семей со временем появляется опыт поведения с ребенком с нарушением интеллекта и умение воспринимать его таким какой он есть. Беседа с другими родителями, имеющими таких же детей, подсказывает, как переносить сложности, является большой взаимопомощью.

Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

Как общаться с ребенком с синдромом Дауна

Вы встретили ребенка с дополнительной хромосомой на детской площадке или в автобусе и не знаете, как себя вести? Вот пять простых правил, которые помогут вам лучше понять друг друга

1. Правильная терминология

Этот пункт не относится непосредственно к общению, но именно с него начинается вежливое и корректное поведение. Дети, как и все люди с синдромом Дауна,— не больные. Они не «страдают», не «поражены» этим синдромом и не являются его «жертвами». Также забудьте про слово «даун». Лучший вариант — «ребенок с синдромом Дауна», «человек с синдромом Дауна». Это описательный термин, указывающий на то, что у человека есть особенность и она связана с генетикой. Главное — он человек.

2. Наглядные примеры

Ребенку с синдромом Дауна бывает непросто уловить суть разговора, если он не подкреплен какими-то конкретными визуальными примерами. Что это может быть? Демонстрация реальных объектов или рисунков. Не надо долго уточнять, хочет ли ребенок с синдромом Дауна покачаться на качелях. Просто покажите на качели.Говорите проще и сопровождайте свои слова чем-то, что можно увидеть, услышать, пощупать.

3. Терпение

Одна из особенностей детей с синдромом Дауна — задержки в речевом развитии: нарушение артикуляции и неразборчивость речи. Ребенок может прекрасно вас понимать, но ответить так же четко и понятно не всегда ему под силу. Говорите сами медленно и четко. Возможно, вам придется повторять фразы, ещё и ещё раз уточнять. Не бойтесь спрашивать у ребенка, понял ли он вас. Также не стесняйтесь переспрашивать, если сами что-то не уловили. Не отчаивайтесь, если ребенок не понял вас с первого раза. Попробуйте объяснить по-другому, подобрать более понятные образы, объекты.

4. Дождитесь ответа

Если вы готовы к диалогу, обязательно дайте ребенку время на ответ. Ребенку с дополнительной хромосомой может потребоваться чуть больше времени на обдумывание информации, чем вы ожидаете. После того, как задали вопрос, подождите немного. Лучше всего формулировать вопрос так, чтобы на него можно было ответить односложно — «да» или «нет». Вместо «Какое платье ты хочешь купить?» лучше спросить: «Ты хочешь купить синее платье?». Вместо «что ты будешь пить?» — «ты будешь пить чай?» Если же вы предлагаете выбор, то продумайте, как помочь ребенку ответить. Например, на вопрос — «ты будешь яблоко или грушу?» — ребенку будет проще ответить, если он сможет просто указать на фрукт или его изображение.

5. Уважайте своего собеседника

В заключение — два слова о самых распространенных ложных стереотипах о людях с синдромом Дауна. Первый гласит, что, вырастая, они как бы остаются детьми. И с ними надо общаться как с маленькими. Второй: все они — милые обаяшки, всегда счастливы и только и знают, что улыбаться и обниматься.

Каждый человек уникален! И человек с синдромом Дауна не исключение. У детей с дополнительной хромосомой одни особенности, у взрослых — другие. Так же, как и все остальные, такой человек может грустить, бояться чего-то, испытывать боль и обиду. Весь спектр человеческих эмоций доступен и людям с синдромом Дауна. И шутки они тоже понимают. Да и сами могут сострить не хуже вашего. И расстроиться могут, и обидеться, особенно если почувствуют вашу неискренность. Так что не поддавайтесь стереотипам и говорите с людьми с синдромом Дауна на равных. Нет таких тем, которые для них недоступны.

В учреждении образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» имеется большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна. Центр посещают шесть детей с данной особенностью развития. При организации образовательного процесса уделяется большое внимание развитию творческих и музыкальных способностей. Учащиеся с синдромом Дауна очень любят музыку, песни, танцы, изготавливают поделки из природного и бросового материала. Наши учащиеся активно выходят на экскурсии, являются постоянными участниками  праздничных, спортивных мероприятий, которые проводятся у нас в центре, а также  районных и областных фестивалей и конкурсов: «Вясёлкавы карагод», «Усе разам» и т.д.  Реализуя себя через творчество, дети с синдромом Дауна выражают свои ощущения, потребности, желания, формируют навыки социального взаимодействия.

В марте Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводит неделю информирования, приуроченную к Международному дню людей с синдромом Дауна.

Ребят с синдромом Дауна называют «солнечные дети», ведь они часто улыбаются, смеются, излучают добро и теплоту, они открыты и доверчивы. Видимо именно жизнерадостность, дружелюбность и открытость миру помогают ребятам достигать своих маленьких и больших побед. Часто дети с синдромом Дауна отстают в развитии аналитического мышления, в других областях они развиваются медленнее, чем их сверстники. Но многие из них могут освоить профессию, достичь оптимального качества жизни и заботиться о себе самостоятельно. Человек с синдромом Дауна может получить высшее образование, устроиться на работу и завести семью. Среди людей с синдромом Дауна есть художники, музыканты, поэты, актеры, рестораторы, воспитатели и общественные деятели.

Все люди с синдромом Дауна должны иметь возможность жить полноценной жизнью, включаясь в полной мере и наравне с другими во все аспекты жизни общества.

Давайте все мы сегодня подарим доброжелательную улыбку человеку с синдромом Дауна, предложим своему ребенку поиграть с «солнечным малышом» на детской площадке. При встрече с человеком с синдромом Дауна постараемся не отворачиваться и не смущаться, а подойти и пожать ему руку. Просто за то, что он живет, невзирая на непонимание и нетерпимость со стороны других людей.

Привлечь внимание к Международному дню человека с синдромом Дауна, мы можем, приняв участие в международном флешмобе LotsofSoks. Его цель – обратить внимание общества на проблемы людей с синдромом Дауна. Всем желающим в этот день предлагается надеть разноцветные носки и почувствовать себя не таким, как все, понять, что значит жить под пристальными и часто недобрыми взглядами окружающих. Расскажите друзьям и близким о важности Всемирного дня людей с синдромом Дауна и попросите их последовать вашему примеру!

Каждый из нас может проявить толерантность и дать почувствовать людям с синдромом Дауна (да и не только им), что мы – равны, мы вместе.

Пусть день 21 марта будет началом нашего милосердного отношения к людям, немного непохожим на нас.

Больше информации можно найти на сайте управления образования Лидского районного исполнительного комитета и на сайте учреждения образования "Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"