26 апреля – день памяти о чернобыльской катастрофе

 

Источник фото: lidanews.by

26 апреля – особый день для нашей страны. В 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв. Сообщение о радиационной опасности вызвало у жителей нашей страны шок и страх, а в это время велись масштабные работы по ликвидации последствий аварии.

Непосредственное участие в них принимали спасатели, энергетики, военные и даже милиционеры. В зоне колоссального вредоносного загрязнения эти мужественные и самоотверженные люди сделали все возможное, чтобы минимизировать последствия катастрофы. В их числе и житель нашего города Виталий Баргатин.

В 1986 году майор милиции Виталий Баргатин являлся сотрудником инспекции исправительных работ и трудоустройства отдела внутренних дел Лидского горрайисполкома. Именно тогда пришел приказ немедленно выдвинуться в Гомельскую область. 30 сентября вместе со своими коллегами-милиционерами Виталий Константинович отправился в деревню Савичи Брагинского района для охраны общественного порядка на территории, прилегающей к Чернобыльской атомной электростанции. В девяти километрах от места аварии лидчанин в течение месяца ответственно выполнял служебные обязанности.

– Катастрофа разделила жизни людей на «до» и «после», – рассказывает герой статьи. – Трагедия, ставшая серьезным испытанием для нашей страны, сплотила всех, снова проверяя советский народ на прочность и мужество. Конечно, каждый, кто был направлен в зону аварии, понимал, что рискует здоровьем. Но стояла задача защитить людей от пагубного воздействия и дальнейшего распространения радиации. И многие отважные ликвидаторы это сделали. Помню, как с коллегами выдвинулись к месту несения службы. Нам ставилась задача на контрольном пункте проверять документы у всех, кто следовал в сторону опасной зоны. Службу несли по 12 часов. Сутки отдыха, а потом вновь на пост. Пропускать можно было только те автомобили, у которых были специальные разрешительные документы. В зону отчуждения без них было не попасть.

Говорят, радиации не видно и не слышно, но это не совсем так. Спустя пару дней нахождения на службе в деревне Савичи милиционеры стали понимать, как ощущается высокий уровень радиации.

«Если радиационный фон повышается, начинает першить в горле, становятся солеными губы, а через два часа начинает болеть затылок, – в своем первом письме домой рассказывал супруге Янине Ивановне Виталий Баргатин. – Конечно, мы понимаем, что происходит. А вокруг – опустевшие села, покинутые дома...»

Октябрь 1986 года (период времени на службе в зоне повышенного радиационного фона) стал самым непростым месяцем в жизни Виталия Константиновича, как, впрочем, и всех сотрудников, которые участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или охране общественного порядка на прилегающих к ней территориях. В той обстановке, столкнувшись с невидимым врагом, каждый из этих людей стал примером мужества, самопожертвования и благородства, при этом получив невидимое «ранение».

По возвращении домой Виталий Баргатин продолжил службу в инспекции исправительных работ и трудоустройства отдела внутренних дел Лидского горрайисполкома. В том же году он был награжден переходящим красным вымпелом как лучший по профессии. Закончил службу в звании майора милиции в 1993 г. Ушел на пенсию по достижении возраста.

Сегодня период службы в зоне ликвидации Виталий Константинович вспоминать не любит. Но о том периоде ему напоминают черно-белые фотоснимки, памятные подарки и, время от времени, состояние здоровья.

– Жизнь продолжается, на смену нашему пришли новые поколения, но помнить о том, какую трагедию пережил белорусский народ, нужно всегда, – в конце беседы отметил Виталий Константинович. – День чернобыльской трагедии – еще одно свидетельство единения нашего народа перед лицом беды. Хочу пожелать всем спокойствия, мира и крепкого здоровья. Пусть никакие беды и разрушения не коснутся людей, все будут здоровы и благополучны.

 Подробнее на сайте http://lidanews.by